Твоя музыка — полный бред!
Твоя музыка — полный бред!
«Ну что за бред ты слушаешь? Разве это музыка? Вот я слушаю…», — и дальше – полный перечень своих любимых исполнителей. Да таких, что даже на миг представить страшно, как такое можно слушать. На дне рождения, бывает, включишь свои любимые композиции, и вдруг замечаешь либо насмешливые, либо недовольные выражения лиц гостей по этому поводу. Про маршрутки вообще вспоминать смешно. Когда водитель делает погромче любимую радиостанцию, пассажиры начинают вжиматься в кресла, чтобы знакомые не застали их случайно за прослушиванием этой «жуткой, превращающей мозг в земляничное повидло» музыки. Подобные моменты можно перечислять очень и очень долго. Но хотелось бы разобраться, отчего такие вещи происходят. Почему родные и друзья, с которыми ты связан всю свою жизнь, ненавидят то, что слушаешь ты, а ты терпеть не можешь то, что слушают они? Кто здесь прав, утверждая, что именно «его» музыка – настоящее искусство? Да никто, на самом деле. Фраза «Твоя музыка – полный бред!» абсолютно бездумна и бессмысленна без аргументов. Сразу возникает вопрос: «А по каким таким критериям твоя музыка не полный бред?». Если вы сейчас резко задумались на эту тему, и пытаетесь мысленно отыскать эти критерии по отношению к своей любимой музыке, то это напрасный труд.
Проведем неглубокий анализ музыкальных пристрастий человека, родившегося, например, в период с 1982 по 1986 год. Раннее детство: с удовольствием слушаешь то, что обожают слушать родители – В. Высоцкий, С. Ротару, «Boney M», А. Пугачева, «Веселые ребята», «Modern Talking», «Песняры», «Arabesque», «Ласковый май», «Pink Floyd», Michael Jackson. Потом в жизнь врывается техно – «2Unlimited», «Capella», Dr Alban, «Технология», «Кар-Мен». Затем, будучи подростком, становишься диким фанатом группы типа «Backstreet Boys» или «Алиса»: собираешь наклейки с изображением группы, плакаты, скупаешь все журналы со статьями о них, записываешь на видеокассеты любой концерт с их участием, рыдаешь от эстетического экстаза над каждой их песней и так далее. Лет в 18 впервые слышишь песни группы «Linkin Park», и «сворачиваешь» в сторону творчества таких исполнителей, как «Metallica», «Nirvana», «Evanescence», «P.O.D.», «Limp Bizkit», «КиШ», «Слот». Через два года уже не можешь оторваться от прослушивания композиций группы «Фактор 2» или устраиваешь дома бразильские карнавалы под «Los Lobos». А потом натыкаешься на диск с концертом DJ Tiesto «In concert», и смыслом жизни надолго становится клубная музыка.
Получается, что каждый раз, когда человек меняет свои музыкальные пристрастия, он должен доказывать и себе, и другим, что то, что он слушал до этого, было бредом, а то, что он слушает сейчас – вот это действительно супер, это качественная музыка? Да нет, неправда, все это происходит машинально, и никто отнюдь не считает хоть что-то из названных выше категорий пристрастий позором в своей жизни или некачественным бессмысленным музыкальным продуктом. Почему? Потому, что каждому периоду жизни человека соответствует откровенно разный музыкальный фон. В детстве мы слушаем то, что слушают взрослые, слушаем неосознанно, подражая. В юности мы подвержены влиянию компании, предпочитаем то, что «круто» в этой самой компании, дабы не потерять авторитет. В подростковом возрасте бьют ключом любовные страдания, непонимание родителей, поиск своего жизненного предназначения проходит параллельно со «скрипящим» становлением личности, и здесь душа просит музыку под настроение – на тему любви, агрессии и депрессии. А дальше – музыка бывает только для души, и нет уже ограничений вроде «я слушаю только это и вот это». Месяцев пять в тяжелые времена депрессий и непонимания близких слушаешь «Многоточие»; потом, съездив в отпуск на море, переключаешься на Трофима; полгода тебя воодушевляет музыка Joe Hisaishi после просмотра фильмов Takeshi Kitano; затем случайно с друзьями забредаешь в тихое кафе, где звучит ненавязчивый приятный фанк, и последующие твои дни заполняют джаз, блюз и соул — Nils Landgren, «Billy’s Band», «New York Trio»; через некоторый промежуток времени вдруг замечаешь, глядя MTV, что «Timbaland», «Black eyed pease» и «Pussycat dolls» очень даже отличаются от всей остальной американской эстрады; а в один прекрасный день ты пересмотришь «Пиратов Карибского моря», найдешь, что саундтрэк к фильму просто потрясающий, и, скачав музыку Hans’а Zimmer’а, подсядешь на традиционную систему в лице С. Рахманинова, П. Чайковского, М. Равеля и Э. Грига.
Вариантов море. Но ни один из них не зависит от градаций «круто-некруто», «модно-немодно», «бред-не бред». И если близкий человек не слушает «твою» музыку — ты волен полагать, что он полный профан в музыкальном плане, и вообще ничего в музыке не понимает, слушая вместо этого «всякую ерунду». Но задумайся: ты ведь тоже не слушаешь все то, что слушает он. Ты же после этого не считаешь себя профаном? Бывает так, что однажды друг ставит тебе послушать то, от чего он в данный момент без ума, но ты остаешься глубоко равнодушным, глупо улыбаясь ему и неуверенно помахивая головой в знак согласия на возгласы «Скажи, здорово!?». И вдруг, через какой-то неопределенный промежуток времени, когда у тебя в жизни что-то меняется, и состояние становится похожим на то, что было у друга в тот миг, когда тот ставил тебе ту самую музыку